Нормальное развитие детской речи.
Речь является основным показателем психического развития ребёнка.
Развитие речи у малыша начинается на первом году жизни, малыш учиться воспринимать речь окружающих его людей и различать её с другими различными звуками. Активная речь формируется на втором году жизни малыша. Ребёнок произносит первые слова и предложения, у него формируется фонематический слух (способность различать близкие акустические звуки). Для нормального развития речи необходимы: определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
К 5 – 6 месяцам младенец начинает лепетать, произносит слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма – му – ма», «пу – па», « ба – бо - бу». Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Признаки отставания в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.
К концу первого года жизни появляются первые слова. В словаре будет 10 – 15 осознанно произносимых слов: «мама», «папа», «дай», «на», «пить», «ко – ко», «би – би», «ав – ав», «пи – пи» и т.д.
К 1,5 – 2 годам в речи ребенка должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай». К 2 годам словарный запас ребёнка насчитывает примерно 200 слов.
Если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду. Родители, проживающие в сельской области, Вы должны проявить инициативу, обратиться к педиатру за направлением к неврологу.
Всё чаще и чаще приходиться сталкиваться с такими диагнозами у детей: алалия (отсутствие речи), аутизм (отсутствие эмоционального контакта), дизартрия и т.д. Хотя эти нарушения диагностируются в 2 года, многие родители обращаются за помощью к логопеду и неврологу когда ребёнку уже 4 или 5 лет, а в этом возрасте помочь ребёнку бывает уже невозможно. Единственный выход не допустить такую ситуацию – во время обратиться к специалистам. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Недоразвитие речи сказывается в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формирования письменной речи, становления навыков чтения и письма. Квалифицированную консультацию по развитию речи у ребёнка можно получить: Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок».
Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет |
|
Возраст |
Речевые навыки |
2-й год |
появление однословных предложений |
1 год |
|
1 год 3 месяца |
запас слов до 30 |
1,5 года |
запас слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова |
1,5–2 года |
появление фраз, двухсловных предложений |
1,5–2 года |
первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» |
2 года |
запас слов до 200–300 |
3-й год |
начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами |
2 года |
|
2 года |
появление трехсловных предложений |
2,5 года |
появление многословных предложений |
2,5–3 года |
могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки) |
3 года |
запас слов до 800–1000 |
4-й год |
употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам |
3 года |
|
3–4 года |
второй период вопросов: «Почему?», «Когда?» |
3–4 года |
фразы становятся длиннее, их смысл усложняется |
3–4 года |
могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков |
4 года |
дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи |
4 года |
умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и др. |
4 года |
запас слов – до 2000 |
до 6 лет |
высказывания приобретают форму короткого рассказа |
4–5 лет |
|
4–5 лет |
исчезают почти все возрастные неправильности произношения |
5 лет |
умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа |
5 лет |
запас слов – до 2500 |
6 лет |
в речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи |
6 лет |
отсутствуют недостатки произношения звуков и слов |
6 лет |
умеют составить рассказ (пересказ) из 40–50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего |
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период |
Подпериод, возраст |
Развитие предложения (фразы) |
Усвоение речи |
Слоговая структура слов |
Усвоение звуковой стороны речи |
||||||
Объем и типы предложений |
Грамматический строй |
Существительные |
Глаголы |
Прилагательные |
Местоимения, наречия |
Служебные части речи |
Звуки |
Стечения согласных |
|||
Предложения из аморфных слов-корней |
Однословные, |
Отдельные слова (около 27 слов) |
Нет |
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) |
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) |
Нет |
Нет |
Нет |
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») |
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь |
Нет |
Из двух корней, 1 год 8 мес. |
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) |
Нет |
Несклоняемые |
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» |
Нет |
Нет |
Нет |
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается |
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный |
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк |
|
Усвоение грамматической структуры предложения |
Первые формы слов, |
Рост предложения до 3-4 слов |
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. |
Начинают употреблять падежи: В.п. с окон -чанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окон-чанием -е; уменьшит-ласкательные суффиксы |
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонен 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки. |
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. |
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) |
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не |
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах |
Твердые согласные н, т, д |
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Усвоен флексной системы языка, |
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами |
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы |
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и) |
Усваивается число в изъявительном наклонен, изменени по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящ и прошедшее время. В прошед времени смешивается род |
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п. |
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. |
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда |
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки |
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков |
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно |
|
Усвоен служебных частей речи, |
Развитие сложного предложения |
Появляются сложноподчиненные предложения |
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности |
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение |
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия |
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений |
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. |
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах |
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц |
Заканчивается усвоение стечения согласных |
|
3—4 года |
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений |
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы |
Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» |
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок |
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных |
Усваиваются сравнительные степени наречий |
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы |
Звуковая сторона речи усвоена полностью |
|||
4 года - 6 лет |
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который |
Практически усваиваются все частные грамматические формы |
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах |
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм |
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах |
Употребляется одно деепричастие сидя |
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях |
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |