Нормальное развитие детской речи.

Речь является основным показателем психического развития ребёнка.
Развитие речи у малыша начинается на первом году жизни, малыш учиться воспринимать речь окружающих его людей и различать её с другими различными звуками. Активная речь формируется на втором году жизни малыша. Ребёнок произносит первые слова и предложения, у него формируется фонематический слух (способность различать близкие акустические звуки). Для нормального развития речи необходимы: определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
К 5 – 6 месяцам младенец начинает лепетать, произносит слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма – му – ма», «пу – па», « ба – бо - бу». Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Признаки отставания в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.
К концу первого года жизни появляются первые слова. В словаре будет 10 – 15 осознанно произносимых слов: «мама», «папа», «дай», «на», «пить», «ко – ко», «би – би», «ав – ав», «пи – пи» и т.д.
К 1,5 – 2 годам в речи ребенка должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай». К 2 годам словарный запас ребёнка насчитывает примерно 200 слов.
Если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду. Родители, проживающие в сельской области, Вы должны проявить инициативу, обратиться к педиатру за направлением к неврологу.
Всё чаще и чаще приходиться сталкиваться с такими диагнозами у детей: алалия (отсутствие речи), аутизм (отсутствие эмоционального контакта), дизартрия и т.д. Хотя эти нарушения диагностируются в 2 года, многие родители обращаются за помощью к логопеду и неврологу когда ребёнку уже 4 или 5 лет, а в этом возрасте помочь ребёнку бывает уже невозможно. Единственный выход не допустить такую ситуацию – во время обратиться к специалистам. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Недоразвитие речи сказывается в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формирования письменной речи, становления навыков чтения и письма. Квалифицированную консультацию по развитию речи у ребёнка можно получить: Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок».

Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет

Возраст

Речевые навыки

2-й год

появление однословных предложений

1 год

1 год 3 месяца

запас слов до 30

1,5 года

запас слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова

1,5–2 года

 появление фраз, двухсловных предложений

1,5–2 года

 первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»

2 года

запас слов до 200–300

3-й год

начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами

2 года

2 года

появление трехсловных предложений

2,5 года

появление многословных предложений

2,5–3 года

могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки)

3 года

запас слов до 800–1000

4-й год

употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам

3 года

3–4 года

второй период вопросов: «Почему?», «Когда?»

3–4 года

фразы становятся длиннее, их смысл усложняется

3–4 года

могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков

4 года

дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи

4 года

умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и др.

4 года

 запас слов – до 2000

до 6 лет

высказывания приобретают форму короткого рассказа

4–5 лет

4–5 лет

исчезают почти все возрастные неправильности произношения

5 лет

 умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа

5 лет

запас слов – до 2500

6 лет

в речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи

6 лет

отсутствуют недостатки произношения звуков и слов

6 лет

умеют составить рассказ (пересказ) из 40–50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные,
1г.3мес-
1 г 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес.

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов,
1 г 10 мес. - 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окон -чанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окон-чанием -е; уменьшит-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонен 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоен флексной системы языка,
2 г - 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонен, изменени по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящ и прошедшее время. В прошед времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоен служебных частей речи,
2 года 6 мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения
усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года - 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении