Артикуляционные упражнения для малышей.

В возрасте 5-7 лет дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, отчётливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по её развитию следует продолжать. Работа по исправлению недостатков произнесения звуков состоит из трех основных этапов: из подготовительных упражнений; из постановки (вызова) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь. Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи. Для этого полезно проводить артикуляционную гимнастику. Если ребенок не говорит, артикуляционную гимнастику, можно начинать проводить с двухлетнего возраста. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки, мягкого неба, нижней челюсти. Гимнастикой лучше заниматься 3 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут перед зеркалом. Предлагаем Вам подготовительные упражнения для постановки звуков направленные на развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения для губ

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»: «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК». Чередование положений губ.
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Статические упражнения для языка

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ЖЕЛОБОК». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» в перед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА». Рот раскрыт Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
«ИНДЮК» «БОЛТУШКА». Приоткрыть рот .Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, добавить голос, пока не послышится: бл, бл.
«МОТОРЧИК». Кончик языка прижат за верхними зубами, сильно дунуть и произнести т-р-р-р (шепотом), кончик языка станет вибрировать.
«БАРАБАНЩИКИ». Быстро и твердо произносить слоги: да, да, да, ды -ды - ды, ду – ду - ду, та-та-та.

Требования к артикуляционной гимнастике

1.При выполнении упражнения соблюдение точности движения языка.
2.Плавность движения (без толчков и дрожания языка)
3.Движения языкам выполняется без помощи других органов.
4.Сила движении.
5.Темп движения (упражнения выполняются под счет)
6.Переход от одного движения к другому.
7.Устойчивость конечного результата.(полученное положение органов должно удерживаться в определенном положении до счета 3-5-8.)

Артикуляционные упражнения

1. Артикуляционные упражнения:

  1. «Улыбка-трубочка» - губки.
  2. «Заборчик» - зубки.
  3. «Лопаточка» - «Блинчики»- язык широкий.
  4. «Иголочка»- «Часики» - язык узкий.
  5. «Качели» - к носу – к подбородку
  6. «Горка»
  7. «Лошадка»

2.Артикуляционные упражнения:

  1. «Улыбка-трубочка» - губки  «Рупором»
  2. «Вкусное варенье» - облизать губки  широким язычком
  3. «Лопаточка» - «Иголочка»
  4. «Качели» - за зубами.
  5. «Горка»
  6. «Желобок»
  7. «Болтушка

3.  Артикуляционные упражнения:

  1. «Улыбка -губки  «Рупором»
  2. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  3. «Лопаточка» - удержать лопаточку до счета 5
  4. «Чашечка»
  5. «Желобок»- подуть в желобок
  6. «Болтушка»
  7. «Грибок»

4. Артикуляционные упражнения:

  1. «Уточка» - сжать губки и               массажировать.
  2. «Лопаточка» - «Чашечка»
  3. «Болтушка»
  4. «Кошка лакает молоко»
  5. «Лошадка»
  6. «Грибок»
  7. «Моторчик»

Свистящие звуки

1.Артикуляционные упражнения

  1. «Улыбка – трубочка»
  2. «Хоботок -  улыбка»
  3. «Лопаточка – иголочка»
  4. «Качели»
  5. «Горка»
  6. «Горка» - скатиться с горки зубами – улыбнуться.
  7. «Лопаточка» - «Желобок»

2.Артикуляционные упражнения

  1. «Заборчик»
  2. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  3. «Вкусное варенье»
  4. «Горка»
  5. «Катушка»
  6. «Желобок»
  7. «Желобок» - подуть в желобок.

3.Артикуляционные упражнения

  1. «Улыбка – трубочка- заборчик»
  2. «Почистить зубки»
  3. «Качели»
  4. «Горка – Катушка»
  5. «Горка» – А, «Горка» - и, «Горка» - ы.
  6. «Желобок» - подуть в желобок.
  7. «Горка» и – подуть с,с,с.

 4.Артикуляционные упражнения

  1. «Хоботок -  звук и»
  2. «Лопаточка – иголочка»
  3. «Качели»
  4. «Лопаточка» - «Желобок»
  5. «Горка»
  6. «Горка» - скатиться с горки зубами – улыбнуться.
  7. «Горка» - скатиться с горки зубами – улыбнуться и подуть с, с, с.

 

Шипящие звуки

1.Артикуляционные упражнения

  1. «Улыбка-  губки «Рупором»
  2. «Заборчик – «Рупор»
  3. «Лопаточка – иголочка»
  4. «Лопаточка» - удержать лопаточку до счета 5
  5. «Грибок» -приклеить кончик языка за верхними зубами.
  6. «Чашечка»
  7. «Чашечка» - подуть на челочку

2. Артикуляционные упражнения

  1. «Улыбка-трубочка» - губки  «Рупором»
  2. «Вкусное варенье» - облизать губки язычком
  3. «Блинчики»
  4. «Грибок»
  5. «Чашечка» - удержать чашечку до счета 5
  6. «Чашечка»  - плавно выдохнуть на ватку,  лежащую на кончике носа.
  7. «Чашечка» – учиться заносить чашечку в рот.

3.Артикуляционные упражнения

  1. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  2. Трубочка» - губки  «Рупором»
  3. «Лопаточка» - удержать лопаточку до счета 5
  4. «Парус»
  5. «Чашечка»
  6. «Чашечка» – учиться заносить чашечку в рот.
  7. Занести «чашечку» в рот и пошипеть.

 

 

4.Артикуляционные упражнения
« Кошка»

Кошка серая гуляет,
Сладко, сладко так зевает
Молочко она лакает.
Кошка зубки показала,
Кашка губки облизала,
И спасибо нам сказала.

Саноры

1.Артикуляционные упражнения

  1. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  2. «Почистить зубки»
  3. «Футбол»
  4. «Качели»
  5. «Грибок»
  6. «Блинчики»
  7. «Пароход» - язык между зубами – л,л,л.

2.  Артикуляционные упражнения:

  1. «Улыбка-трубочка»
  2. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  3. «Лопаточка – иголочка»
  4. «Качели»
  5.  «Прятки» - кончик языка прячется за верхние зубы.
  6.  «Парус»
  7.  «Пароход» - язык между зубами – л,л,л.

1.Упражнения для звука р.

  1. «Вкусное варенье»
  2. «Маляр»
  3. «Лошадка»
  4. «Болтушка»
  5. «Качели»
  6. «Грибок»
  7. «Моторчик» тррр, дрр.

2.Упражнения для звука р.

  1. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  2. «Оближем губки»
  3. «Прятки» - кончик языка прячется за верхние зубы.
  4. «Кошка лакает молочко»
  5. «Болтушка»
  6. Пулемет» д,д,д.
  7. «Поезд»  тук –тук – тук, медленно – быстро.

3. Артикуляционные упражнения для звука р.

  1. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  2. «Маляр»
  3. «Прятки» - кончик языка прячется за верхние зубы.
  4. Пулемет» д,д,д.
  5. «Поезд»  тук –тук – тук, медленно – быстро.
  6. « Парус»
  7. «Моторчик» Вдох носом на  сильном выдохе произносим: тррр, дрр.
  8. Тренируем трра, трро, трру, трры, дрра, и т.д.  а – дрр, о – дрр.

4.Артикуляционные упражнения для звука р.

  1. «Болтушка»
  2. «Грибок»
  3. «Пулемет» т, т, т, д, д, д, да, да, да.
  4. «Поезд»  тук –тук – тук - медленно – быстро.
  5. «Моторчик» Вдох носом  на  сильном выдохе произносим: тррр, дрр.
  6. Тренируем трра, трро, трру, трры, а – трр, дрра, и т.д   а – дрр, о – дрр.
  7. На выдохе произносить: дрын, дрын, дрын -  медленно – быстро.
  8. «Балалайка» Произносим дзын, дзын, дзын – про этом под язык заводим       пальчик или палочку и делаем быстрые движения слева направо и  справа налево.

 

Артикуляционные упражнения для звука р

  1. Четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, ы, э.
  2. «Вкусное варенье»
  3. «Лопаточка – иголочка»
  4. «Качели»
  5. «Маляр»
  6. «Болтушка»
  7. «Прятки» - кончик языка прячется за верхние зубы.
  8. «Кошка лакает молочко»
  9. «Пулемет» д,д,д.«Поезд» тук –тук – тук, медленно – быстро.
  10. «Грибок»
  11. « Парус»
  12. «Моторчик» Вдох носом на сильном выдохе произносим: тррр, дрр.
    Тренируем трра, трро, трру, трры, дрра, и т.д.
    а – дрр, о – дрр.

Артикуляционная гимнастика примеры упражнений видео.


Упражнение "Бегемот"
Упражнение "Дятел"
Упражнение "Заведи мотор"
Упражнение "Змейка и камень"
Упражнение "Кошка"
Упражнение "Лошадка"
Упражнение "Лягушка и слон"
Упражнение "Парус"
Упражнение "Расчёска"
Упражнение "Футбол"
Упражнение "Чашка и блюдце"