Развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной.
Значение пальчиковых иrp и упражнений, которые:
- развивают мелкую моторику рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают работоспособность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.
Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:
1.Поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью:
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики- удальчики.
2. Упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
3. Перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
4. Пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:
Семья
Упражнение для пальчиков:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Ну а это я.
Вот и вся моя семья!
Дикие животные наших лесов
«Сидит белка..»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:
Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.).
Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.
Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети 3—7 лет для развития ручной умелости должны:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки: «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;
- делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу: «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами или по столу, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
- махать в воздухе только пальцами;
- собирать все пальцы в щепотку: «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке: «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных. «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
- застегивать (расстегивать) пуговицы: «Лыжник» — «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?..
(Лыжи.)
- играть с конструктором, мозаикой;
- складывать матрешек, пирамидок;
- рисовать в воздухе;
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать: Рисование — рисовать, «цветы» веревочками, пугови¬цами, камушками, косточка¬ми, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
- резать (вырезать) ножницами, рвать бумагу;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- шить, вышивать, вязать;
- выполнять аппликации.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.