Родители — главные помощники логопеда.

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев. Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха малыша многие слова долетают искаженно {«не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.
Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно, хотите ему помочь в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.
Выполняйте рекомендации логопеда. Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях в более короткие сроки. Закрепляйте поставленные звуки. Следите за правильностью произнесения звука в свободной повседневной речи.
В ненавязчивой форме напоминайте о правильном произношении: «Повтори правильно», «Скажи или повтори четко», «Скажи по - другому», « Я не поняла (не понял ), что ты сказал?», «Молодец, ты так хорошо говоришь!».
Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже незначительной удаче. Положительный эффект возможен только в том случае, когда поставленный звук отслеживается в речи ежедневно, а главное правильно.

Материал для закрепления и различения свистящих звуков

Закрепление звука С (сь)


Повторите слоги: са, со, су, сы, ся, се, сю, си, ас, ос, ус, ыс, яс, ее, юс. ис, асо. аса, асу, асы, оса, осо, осу, осы.
Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук с (сь) в начале, середине и в конце слова: собака, сыр, весы, капуста, нос, глобус, селёдка, сено, апельсин, гуси, лось, карась. Предложите ребёнку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчётливость произнесения этих звуков.


Повторите шутки-чистоговорки:
са-са-са — бегает лиса,  ас-ас-ас — свет в окне погас,
со-со-со мне дали колесо, ос-ос-ос — на палубе матрос,
су-су-су — ягоды в лесу,  ус-ус-ус на ёлке много бус,
 сы-сы-сы — тикают часы, ыс-ыс-ыс — кот ловит крыс,
се-се-се — ленточки в косе, ес-ес-ес — у нас хвойный лес,
си-си-си — подъехало такси, ис-ис-ис мама моет рис,
ась-ась-ась— плавает карась, усь-усь-усъ к нам подходит гусь,
ось-ось-ось— на поляне лось, ысь-ысь-ысъ — в капкане рысь.


Повторите чистоговорки, скороговорки:


(сначала в медленном темпе, потом в умеренном, далее в несколько ускоренном):
У Саньки новенькие санки.
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой в санках; Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб — все в сугроб.
Сидел воробей на сосне.
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне — До сих пор бы сидел на сосне.


Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребёнку повторить их:


Не в свои сани не садись.
Как волка ни корми, а он всё в лес смотрит.
Сова о сове, а всяк о себе.
Береги нос в сильный мороз.
Где густо, где пусто, где нет ничего.

Отгадайте загадки, выучите некоторые из них:

В воде купался,
Сухим остался
(Гусь)
Ползун ползет,
Иглы везет.
(Ёж)
Всегда ходят,
А сместа не сходят.
(Часы)
Зубы имеет,
А зубной боли не знает.
(Грабли)
Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель)
Мету,мету - не вымету,
Несу.несу - не вынесу,
Стемнеет - сама уйдет.
(Тень)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек а рассказывает.
(Книга)
Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло
(Лёд)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо) Кто не лает, не кусает,
А в дом не пускает?
(Замок)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызет.
(Белка)
Без рук, без ног
Рисовать умеет.
(Мороз)

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

В саду

Костя и Света работают в саду. Они помогают папе строить беседку. Костя носит доски, а Света убирает мусор. К обеду беседка была построена. В беседку поставили стол и две скамейки. Вокруг беседки дети посадили несколько кустов красной смородины. В саду стало уютно и красиво.
Вопросы: где работают Костя и Света? Кому они помогают строить беседку? Что делает Костя? Что делает Света? Когда была построена беседка? Что поставили в беседку? Что посадили дети вокруг беседки? Как стало в саду?

Выучите стихотворение.

Самолет, совок, сова –
Вот со звуком «С» слова.
Сом, носок, скамья, станок.
Правильно сказать я смог!

Материал для закрепления звука Ш.

Повторите звукосочетания: ша, шо, шу, ше, ши, аш, ош, уш, еш, иш.


Повторите сочетания звуков: аша, ашо, ашу, оша. ошо, ошу.


Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук Ш в начале. середине или в конце слова: шапка, школа, пушка катушка, малыш, мышь.
Предложите ребёнку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения этого звука.


Повторите шутки-чистоговорки и скороговорки:
Ша-ша-ша - я катаю малыша,
шо-шо-шо - поём мы хорошо,
шу-шу-шу - пилотку я ношу,
ше-ше-ше - утка в камыше,
ши-ши-ши - глубоко дыши,
аш-аш-аш - я точу карандаш,
уш-уш-уш - принимаем душ,
ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.
Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.
Луша под душем мыла мылом уши.
Лёша и Клаша едят пшённую кашу.


Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребёнку повторить их:
Тише едешь - дальше будешь.
Шило в мешке не утаишь.
Любит кошка мышку.
Говори меньше, думай больше.
Кошка только на мышей храбра.


Выучите считалку и стихотворение:
Шапка, шайба, кошка, мышка.
У Наташи кот в штанишках.
Мышеловка, душ, шуметь.
Научился я «шипеть»!

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

Дядя Лёша


Миша и Маша шли в школу. Около школы они увидели дядю Лёшу. Он работает в школе шофёром. Дядя Лёша хорошо водит машину. Он иногда катает на ней Машу и Мишу. Миша любит машины и мечтает быть шофёром, как дядя Лёша.

Вопросы к ребёнку:
Куда шли Миша и Маша? Кого они увидели около школы? Кем работает дядя Лёша в школе? Как дядя Лёша водит машину? Кого дядя Лёша катает на машине? Кем мечтает быть Миша?

Отгадайте загадки, выучите некоторые из них:

Два брюшка,
Четыре ушка.
(Подушка.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка.)
Плачет крошка,
А всего одна ножка.
(Волчок.)

Материал для закрепления звука ж.

Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук Ж в начале и середине слова: жираф, журавли, лыжи, мороженое. Предложите ребёнку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения этого звука.

Повторите чистоговорки и скороговорку:
Жа-жа-жа - иголки у ежа,
Жу-жу-жу - я флаг в руке держу,
Жа-жа-жа - поймали мы ужа,
Жу-жу-жу - я на тахте лежу.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.


Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребёнку повторить их:
Жить-поживать да добра наживать.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.

ЖУК


Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробочку, и жук улетел.


Вопросы к ребёнку:
Где играл Жора?
Кого Жора поймал?
Куда положил Жора жука?
Что делал жук в коробке?
Кого пожалел Жора?
Что сделал Жора, чтобы жук улетел?


Выучите  стихотворение:
Снежинки.
На что похожи  легкие снежинки?
Ответить сложно, я скажу вам прямо.
На звездочки, на искорки, на льдинки
И на салфетку, что связала мама.

Материал для закрепления звука р (рь)


Повторите слоги': ра, ро, ру, ры, ар, ор, ур, ыр, ря, рё, рю, ри, ре, аръ, орь, урь, ара, аро, ару, ары, аря, арё, арю, ари, аре, ора, оро, ору, оры.
Подберите картинки с изображением таких предметов, в названии которых есть звуки р и рь в начале, середине и в конце слова: рамы, муравей, трактор, моряк, грибы, букварь. Предложите ребёнку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчётливость произнесения этих звуков.

                Повторите шутки-чистоговорки:

ра-ра-ра — домой идти пора,
ар-ар-ар — стоит самовар,
ро-ро-ро — неси сюда ведро,
ор-ор-ор — Вова несёт топор,
ру-ру-ру — начинаем мы игру,
ур-ур-ур — щенок гоняет кур,
ры-ры-ры — в беседке комары,
ыр-ыр-ыр — мы едим сыр,
 ря-ря-ря — тащите пескаря,
up-up-up— мы пьём кефир,
 рю-рю-рю — я компот варю,
ер-ер-ер — дядя Петя — офицер,
ри-ри-ри — на ветках снегири,
ёр-ёр-ёр — на стене ковёр,
 ре-ре-ре — стоит дуб на горе,
арь-арь-арь — у меня горит фонарь,
 ра-ра-ра — под сосной нора,
орь-орь-оръ — ты со мной не спорь,
 ро-ро-ро — в городе метро,
ырь-ырь-ыръ — Витя — богатырь,
рю-рю-рю — дали нам по сухарю,
ерь-ерь-ерь — мы чиним дверь.

Повторите чистоговорки, скороговорки:

Топоры остры до поры.
Трое трубачей трубят в трубы.
По бревну бобры бредут.
В озере — карп, а в море — краб.

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова —
Не руби дрова на траве двора.
Три и три — тридцать три.

Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребёнку повторить их:


На безрыбье и рак — рыба.
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
За правду стой горой.
На воре шапка горит.
Семь раз примерь, а один раз отрежь.

Отгадайте загадки, выучите некоторые из них:

Без рук, без ног
Рисовать умеет.
(Мороз)
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные.
(Пальцы)

Два братца
Живут через дорогу,
А друг друга не видят.
(Глаза
Без рук, без топорёнка
Построена избенка.
(Гнездо)

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.


ИРА КРУТОВА
Ире Крутовой четыре года. Утром мама провожает Иру в детский сад, а сама идёт на работу. В саду у Иры много друзей, но играет она всегда с Ромой. Рома — хороший товарищ, он хорошо рисует и поёт. Вечером мама возвращается с работы, заходит за Ирой в детский сад, и они вместе идут домой. Дома Ира помогает маме: она убирает комнату, вытирает посуду, кормит кошку Мурку.
Вопросы: сколько лет Ире Крутовой? Куда идут утром Ира и мама? С кем играет Ира в детском саду? Почему Ира играет в детском саду с Ромой? Когда возвращается Ира домой? Чем занимается Ира дома?

Выучите стихи:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
(К. Чуковский)

На парад идёт отряд,
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
(А. Барто)