Ребенок идет в школу

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас в стенах школы проявятся плоды их воспитательных усилий. Отношение ребенка к учебе формируется задолго до того, как он переступит школьный порог. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями детского сада.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: "Ты у нас отличником будешь", "У тебя появятся новые друзья", "Учителя любят таких умненьких, как ты". Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действитель­ности же дошкольник, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!", "Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках отвечать будешь?".
Подобные напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи слезами. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы.

Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, пословиц и поговорок, подчеркивающих значение книги, учения, труда и т. д. Кроме того, воспитателям целесообразно проводить беседы с родителями будущих первоклассников: знакомить со школьными требованиями, а главное — со своим ребенком, его сильными и слабыми сторонами. Такая работа поможет изменить сложившиеся в некоторых семьях неверные представления о школьной жизни.
Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?        \
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода : дошкольного детства, — общее развитие. Именно оно обеспечивает успех обучения в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы общие способности и качества личности, необходимые ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности — учебной.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с детьми, взрослыми, в том числе педагогами, и т. п. Он также должен уметь управлять своим телом, хорошо  двигаться  ориентироваться в пространстве.
У ребенка должна быть развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения руки и глаза.
Необходимо отметить, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей и воспитателей детских садов на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить этим навыкам — задача начальной школы.

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  1. стремление к общению со сверстниками;
  2. желание учиться;   
  3. хорошее здоровье;     
  4. эмоциональный настрой;грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  5. стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  6. развитая произвольность поведения;
  7. любознательность и стремление к открытиям;
  8. хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Нужные мелочи
При покупке школьных принадлежностей родители зачастую забывают о необходимых мелочах. Например, не всегда школьник находит в своем наборе точилку, кисточки, ножницы, цветную бумагу, подставку для учебников. Выработать дисциплинированность поможет пенал, где каждый предмет будет лежать на своем месте. Лучше всего подойдет пенал-книжка на молнии, чтобы, раскрывая его, ребенок видел все, что в нем находится. Не стоит скупать все подряд в уверенности, что потом пригодится. Наверняка на родительском собрании дадут точный перечень нужных вещей. От того, как будет "экипирован" ребенок и насколько он будет в себе уверен, зависит его успех в учебе.
Ранец с начинкой
Важнейший предмет для каждого первоклассника — школьный портфель. Врачи предъявляют к нему особые требования: он должен быть вместительным и удобным, с жесткой спинкой и возможностью носить его на двух широких лямках (чтобы не портить осанку и не вредить позвоночнику). Этим запросам соответствуют портфели со специальной ортопедической спинкой: она довольно жесткая — малыш не будет сутулиться. Лучше, если ребенок сам выберет себе яркий ранец. Пусть сразу его примерит и, положив туда что-нибудь весомое, испытает в "работе". От правильного и равномерного распределения нагрузки напрямую зависит самочувствие, поэтому не стоит экономить на здоровье.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

  1. Уважайте ребенка как личность; сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  2. Развивайте и поддерживайте интерес к учебе. Убеждайте ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, необходимые для этого навыки.
  3. Поощряйте успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентируйте внимание на неудачах в учебе.
  4. Не требуйте только высоких результатов и оценок. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  5.  Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.
  6. Перенесите на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (чтобы ограничить время пребывания в статичной позе).
  7. Совершайте в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности, посещайте бассейн.
  8. Во время выполнения домашнего задания (не более 90 мин) проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.
  9. Два раза в неделю выполняйте с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота, делайте "пальчиковую" гимнастику, используя песенки для улучшения   вентиляции легких и поддержания хорошего настроения, проводите релаксационную гимнастику с
    использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами в течение 10 мин).
  10. Следите, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 —60 мин.
  11. Обеспечьте отход ребенка ко сну не позже 21.00.

Задания для проверки знаний ребенка:

Задания для проверки знаний ребенка.

  

Звуковой анализ слов

Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико- синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится целое слово. Анализу звукового состава слова предшествует ряд упражнений на выделение звуков. Внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Даётся понятие звук, уточняется артикуляция гласных звуков У,А,И,Ы,О. Происходит знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом. Даётся понятие гласный звук. Звук А- кукла плачет. Звук У- поезд гудит. Различение изолированных звуков:    "Подними руку, если услышишь звук А",  "Хлопни в ладоши, если услышишь звук 0 среди других звуков" Звуки: А У О И А  У Ы О И А. Наиболее лёгкая форма анализа - выделение первого гласного звука  из начала  слова. Аля, Оля, Утка .     Какой звук слышится в начале слова? На материале гласных звуков детям даётся представление о том, что звуки могут быть расположены в определённой последовательности. АУ    УА
Сколько звуков? Назовите 1-ый звук. Назовите 2-ой звук. Затем идёт анализ и синтез обратного слога типа АЛ, УТ, ОК. Сколько звуков? -Назовите 1-ый звук. -Назовите 2-ой звук.
Дети усваивают согласные звуки: Т,П,К, учатся выделять последний согласный из конца слова, даётся понятие- согласный звук, твёрдый,  мягкий, звонкий, глухой.   Мак, кот. -Назови последний звук.
Дети учатся узнавать звук в слове. В слове КОТ , есть звук К? Далее идёт выделение начальных согласных и ударных  гласных из положения после согласных. Дом, танк, суп. Назови первый звук? Назови гласный звук? Последующий этап - анализ и синтез прямого слога типа "СА", полный звуковой анализ слов типа " СУК", придумывание слов на определённый звук, определение звука в слове: в начале, в середине,  в конце слова. Придумай слово со звуком К? Где слышится звук М в слове сумка? Дети учатся делить слова на слоги, даётся понятие "слог". В качестве зрительной опоры используется схема:  -----------    односложных, ------\------  двусложных, ----\------\----- трёхсложных слов. Для закрепления навыка деления слов на слоги проводятся разнообразные упражнения:  Сколько слогов слове: КОТ, САНИ, БАРАБАН Назови I, 2, 3 слог. Найди схему к слову КОТ. К схеме подбери слова. Дети овладевают полным звуко-слоговым анализом слов типа: МАК, ЗУБЫ. Составляются схемы. Сколько слогов в слове мак? 1 слог. Нарисуй полоску.  Назови 1 звук? М. Какой звук м? Согласный, звонкий, твердый - квадратик синий,  нарисуй квадратик. Назови 2 звук? Звук А.Какой звук А? Звук А гласный- квадратик красный. Назови 3 звук? Звук К.Какой звук К? Звук К- согласный, глухой, твердый- квадратик синий. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Мягкие согласные звуки вводятся исключительно в сочетании с гласным И, например: лиса. Звук л- мягкий, квадратик зеленый. Дальнейшее усложнение заключается в том, что в анализ включаются слова со стечением согласных.

Характеристика звуков русского языка


Гласные звуки.
Гласные звуки звонкие.
6 гласных звуков: [а] [и] [о] [у] [ы] [э]
Йотированные гласные: я -[ай],ё - [ой], е -[эй],ю - [уй].
Характеристика согласных звуков
36 согласных звуков:

 [б] – согласный, звонкий, твердый.
[бь] – согласный, звонкий, мягкий.
[в] – согласный, звонкий, твердый.
[вь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[г] – согласный, звонкий, твердый.
[гь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[д] – согласный, звонкий, твердый.
[дь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[ж] – согласный, звонкий, твердый.
[й]  – согласный, звонкий, мягкий.
[з] – согласный, звонкий, твердый.
[зь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[к]  - согласный, глухой, твердый.
[кь] – согласный, глухой, мягкий.
[л] – согласный, звонкий, твердый.
[ль]  – согласный, звонкий, мягкий.
[м] – согласный, звонкий, твердый.
[мь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[н] – согласный, звонкий, твердый.
[нь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[п] - согласный, глухой, твердый.
[пь] – согласный, глухой, мягкий.
[р] – согласный, звонкий, твердый.
[рь]  – согласный, звонкий, мягкий.
[с] - согласный, глухой, твердый.
[сь] – согласный, глухой, мягкий.
[т] - согласный, глухой, твердый.
[ть] – согласный, глухой, мягкий.
[ф] - согласный, глухой, твердый.
[фь] – согласный, глухой, мягкий.
[х] - согласный, глухой, твердый.
[хь] – согласный, глухой, мягкий.
[ц] - согласный, глухой, всегда твердый.
[чь] – согласный, глухой, всегда мягкий.
[ш] - согласный, глухой, всегда твердый.
[щ]. - согласный, глухой, всегда мягкий

Буквы Ь, Ъ – звуков не имеют.
Гласные звуки обозначаются красным квадратиком, согласные, твердые – синий квадратик, согласные мягкие –зелёный квадратик.

Правила.
Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Чтобы писать красиво

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движении всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем  детям дается легко.
Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответст­вующих зон  коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.  Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков /навыка письма/ , а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильно сформированного двигательного  навыка требует много  сил и времени как от ребенка,  так и от родителей. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна на­чинаться задолго до пoступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет /ручка/ лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец и ребро ладони: кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца- примерно 1,5-2,5см. Верхний кончик пишущего пред­мета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова  /но не туловище!/  слегка наклонена,  ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений - ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами. т.е. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило,  эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации,неловки в самообслуживании.
Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные не хватательных движениях и развивающие силу кисти. Хорошие результаты по развитию мелкой моторики дают занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Можно научить детей вязать, шить, /смотрите консультацию «Развитие мелкой моторики» / По подготовке руки ребенка к письму предлагается серия подготовитель­ных упражнений, которые могут быть самыми    разнообразными.