Формирование лексико – грамматического строя языка.

Необходимо помнить, что хорошо развитая речь – это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, умение строить фразы различной сложности с соблюдением всех грамматических норм, владение связной речью. Если мы всё внимание обращаем на исправление недостатков произношения звука Р, то при этом не должны упускать и другие трудности.
Устная речь детей 5-7 лет часто почти не отличается от речи взрослых. Но, несмотря на то, что пятилетний ребёнок имеет достаточный лексический запас, он ещё не может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и употребляют их не по назначению. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего ребёнок неправильно употребляет окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже (много стеклов).
При общем недоразвитии речи (ОНР) грамматический строй формируется медленно и с большим трудом. Если к началу школьного обучения дошкольник не усвоил грамматические нормы родного языка (неправильно употребляет предлоги, изменяет по падежам, затрудняется в построении предложений и т. д.) это может явиться причиной нарушений чтения и письма. Предложенные упражнения и игры способствуют обогащению и систематизации словарного запаса детей, помогут сформировать грамматический строй речи.

Речевые игры и упражнения

При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребёнка следующим образом. Взрослый произносит фразу: «У меня есть груша». Ребёнок ставит существительное во множественном числе: «У меня много груш».
Вы можете предложить ребёнку игру — образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом...» — «Закрыли»; «Мальчик пришел, а потом...» — «Ушёл»; «Самолёт улетел, а потом...» — «Прилетел»; «Бабушка сначала очки надела, а потом...» - «Сняла» (сел — встал, купил — продал, потерял — нашёл и Др.).
С удовольствием дети заканчивают фразу, начатую взрослым. Взрослый говорит: «Пошла бабушка в магазин и купила...» Ребёнок перечисляет, что именно купила бабушка. Усложняя задание, можно предложить называть только фрукты (сливу, яблоки, груши, персики). Спросите ребёнка, что выращивают на огороде. «Свеклу, лук, морковь, огурцы», — перечисляет ребёнок. Затем роли меняются: ребёнок начинает фразу, а взрослый заканчивает её.
Поупражняйте ребёнка в образовании прилагательных. Вы задаёте ему вопрос: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая), кофточка из шерсти (шерстяная), подушка из пуха или перьев (пуховая, перьевая)?» Обратите внимание, правильно ли ребёнок согласовывает слова. Можно это задание несколько изменить. Положите перед ним несколько предметов (например, чашку, линейку, салфетку) и предложите ему сначала определить, из чего они сделаны, а затем образовать прилагательные. Например, ребёнок говорит: «Линейка сделана из пластмассы. Она пластмассовая».
Дидактическая игра «Один — много» (обра¬зование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....


Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....


Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина


Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными). Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ... Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...


Дидактическая игра «Назови, какой...» (образование относительных прилагательных).
Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный. Кровать сделана из железа, ... . Диван сделан из кожи, ... . Стул сделан из пластмассы, ... .


«Дидактическая игра с кубиком» Составить предложения со словами стол и кубик (с показом действия ) употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между, перед, около.
Кубик лежит в столе. Кубик лежит под столом. Кубик лежит перед столом.


Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их». (Во время прогулки рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария.)
Пересчет деревьев (согласование существительных с числительными): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.


Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании). Единственное число имен существительных: у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — .... Множественное число имен существительных: у утки — утята, у гусыни — ..., у индюшки — ....

Дидактическая игра «Назови, чего у человека по два» (парные части тела): брови, глаза, щеки, уши, руки, локти, ладони, ноги, колени, ступни, и т. д.


Дидактическая игра «Что для чего?» Ответь на вопросы: Чем мы видим? Чем мы слушаем? Чем мы нюхаем? Чем мы едим? Для чего нужны зубная паста, полотенце, мыло, ножницы, расческа.


Дидактическая игра «Исправь ошибку» (по¬нимание значений притяжательных местоимений).
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф... .


Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных): сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные... .


Дидактическая игра «Сосчитай и называй» Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто ... пять пальто.


Приучайте ребёнка правильно называть и употреблять наречия. К шести-семи годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но тем не менее ошибки в речи детей этого возраста ещё встречаются: они неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок, дверъев вместо дверей. Занимайтесь, но не забывайте: буква учит, буква же и портит (прим. редакции).


Пособия, которые помогут вашему ребенку овладеть грамматикой и лексикой русского языка:

Е.М. Косинова Лексические тетради. Грамматические тетради.

Н.Э. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5- 7 лет с ОНР.

О. Новиковская Альбом по развитию речи для самых маленьких.