Учимся правильно дышать.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию — энергетической основе нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет у детей с речевыми нарушениями. Как ваш ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за малышом: нет ли быстрых - коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание? Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.
Придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • следите за правильным вдохом — через нос;
  • во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались;
  • выдох должен быть длительным, плавным;
  • следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать из ладошками);
  • каждое упражнение повторяйте не более 2—3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению);
Работа над коротким и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
Несколько упражнений:
Упражнение «Хомячок»: пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко»: часто дышать, высунув язык.
При выполнении этих упражнений нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается, длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки»: выдох со звуком «х-х-хо».
Упражнение «Остудить воду»: выдох со звуком «ф-ф-ф».
Упражнение «Вьюга»: выдох со звуком «в – в – в»
Упражнение «Бабочка»: сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Бабочка на цветке сидела, Ветер дунул — улетела.
Упражнение «Листопад»: дуть на листики, чтобы они «полетели».
Упражнение «Снежинки»: вырезать из бумаги маленькие снежинки и сдувать с руки.
Упражнения «Ветряная мельница»: дуть на вертушки.
Можно подуть на кусочек ваты, на полоски бумаги.
Упражнение «Лодочки»: дуть на лодочку из пенопласта, из бумаги.
Упражнение «Футбол»: дуть через трубочку для коктейля на горошину; стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Подводная лодка»: пускать через трубочку для коктейля воздух в стакане воды.
При выполнении этих упражнений нужно следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.
Следующие упражнения развивают не только направлен¬ную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно для постановки звуков.
Упражнение «Фокус»: язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Упражнение «Забей гол»:
  • плавный выдох, губы трубочкой;
  • плавный выдох, губы растянуты в улыбке;
  • плавный выдох, язык лопаткой;
  • язык лопаткой, выдох толчками.
Упражнение «Шарики»: сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку — сдуть, затем другую щеку — надуть и сдуть, надувать попеременно 4—5 раз.
Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок»; узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Попробуем более сложное упражнение. Представим, что живот — воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются.
Упражнение «На качелях». Ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушки поднимается, при выдохе — опускается.
Упражнение «Мыльные пузыри»: выдувание мыльных пузырей.
Упражнение «Надуем игрушку»: надувать резиновые надувные игрушки, воздушные шары.
Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи должно пройти не менее часа. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.