Исправление недостатков произношения свистящих звуков С (сь), 3 (зь), Ц.

по материалам А.И. Максакова.

При правильном произнесении звука С губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель в 1 мм. Кончик языка приложен к нижним резцам и слегка касается нижних передних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.
Звук 3 образуется, как звук С, но в отличие от него произносится с участием голоса. При произнесении звуков сь, зь средняя часть спинки языка несколько приподнята. При произнесении звуков С (сь), 3 (зь) на тыльной стороне руки, поднесённой ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.
Звук Ц образуется при быстром произнесении звуков Т и С (тс). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука С. При правильном произнесении звука Ц кончик языка упирается в нижние резцы, как при С. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука С, через образовавшуюся щель посередине языка проходит воздушная струя. Звук Ц произносится без участия голоса.
Неправильное произнесение звуков С (сь), 3 (зь), Ц чаще всего выражается в их искажении. При этом язык может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик языка просовывается между зубами, в других — он упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выдоха воздуха. Иногда язык может лежать ребром, и воздушная струя тогда будет проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух, «хлюпающий» звук.
Ребёнок может заменять звуки С, 3 нечёткими звуками Ш. Ж (штол вместо стол, жамок вместо замок) или произносить их несколько смягчённо (сёк вместо сок, зяйка вместо зайка), заменять звук Ц чаще всего звуком С (сыплёнок вместо цыплёнок), реже звуком Ч (чапля вместо цапля).
При отсутствии звуков С, 3, Ц, при замене их другими звуками прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребёнку накачать велосипедную шину насосом — ссс..., имитировать полёт комара — ззз.... успокоить куклу, т. е. произнести звук Ц. Если звуки вызвать не удаётся, то покажите ребёнку, какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (сделать язык широким с желобком посередине), и протяжно произнесите звук С или 3. Показ артикуляции (положения губ, зубов, языка) надо производить перед зеркалом.
Если по подражанию звук вызвать не удаётся, то надо провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения артикуляционного аппарата, умения образовывать желобок посередине языка. Для этого предложите ребёнку проделывать следующие упражнения: улыбнуться так, чтобы видны были все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; при растянутых губах предложите ребёнку высовывать распластанный язык наружу и дуть на кончик языка.
Иногда ребёнок не может сделать в середине языка желобок. Чтобы он получился, предложите ребёнку сначала высунуть широкий кончик языка наружу, затем, положив ребром чайную ложку на середину языка и сделав в нём небольшое углубление, попросите ребёнка выдувать воздух по этому желобку. Ребёнок не может иногда выполнить это задание потому, что мышцы языка ещё недостаточно развиты. Укреплению мышц языка способствует такое упражнение: дуть на ватку, на тонкие полоски бумажек. После того, как ребёнок научится легко удерживать язык в таком положении, попросите его произнести звук с (язык убирается за нижние зубы, губы положения не меняют).
Ребёнок, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), должен проделать следующее упражнение: протяжно произносить звук с при растянутых губах, но при плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).
Постановка звука Ц проводится после усвоения и правильного произнесения звука С. Ребёнок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки Т и С до тех пор, пока он не научится чисто произносить звук Ц. После того, как ребёнок научится произносить изолированный звук, необходимо перейти к его закреплению в слогах, в словах, во фразах. Если по подражанию звук вызвать не удаётся, обратитесь к логопеду.
Развитие фонематического слуха.
В тех случаях, когда ребёнок изолированно умеет произносить свистящие звуки, не смешивает их с другими (например, звук С — со звуком Ц, звук С — со звуком Ш, звук С — со звуком Ж), необходимо научить его различать их на слух. Для этого взрослый произносит один из звуков, а ребёнку предлагает угадывать, какой предмет или какое животное может производить этот звук. Например, взрослый произносит протяжно звук С. а затем спрашивает ребёнка: «Что это?» Ребёнок может сказать: «Так течёт водичка или так накачивают насос».
Затем взрослый предлагает ребёнку поднимать руку или хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слог са (взрослый произносит такую группу слов: са, ва. ила, ца, за, да, са, на, ша, ца). Можно попросить ребёнка поднимать руку, когда он услышит слова, в которых есть звук С. Взрослый произносит такие слова: сахар, чайник, шуба, цыплёнок, санки, шапка, самокат.Попросите ребёнка назвать игрушки или окружающие его предметы, которые начинаются с того или иного звука. Например, назвать предметы одежды, которые начинаются с С: стул, скамейка, стол. Постепенно такие задания усложняются. Так, при рассматривании картинок ребёнок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых есть звук С, а затем предметы, в названиях которых есть другие звуки.
Исправление неправильно произносимых звуков — это трудная задача. Время, необходимое на исправление звука, зависит от характера нарушения звука, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2-3 недель до 4 месяцев.

Исправление недостатков произношения звука р (рь).

по материалам А.И. Максакова.

Для правильного произнесения звука Р органы речи должны принять следующее положение: рот открыт до такой степени, чтобы можно было чётко произнести последующий за звуком Р гласный звук; передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол; боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам. Остальная часть языка опущена. Под напором воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол (выступы на нёбе), то оттягивается внутрь рта — кончик языка вибрирует.
При мягком Р передний край языка касается шеек верхних резцов, а спинка языка несколько приподнята.
Недостатки произношения звука Р (рь) у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука. В одних случаях ребёнок может совсем не произносить этот звук и будет говорить: ыба вместо рыба, в других — может заменять его звуками, более лёгкими по артикуляции. Чаще всего звук Р (рь) заменяется звуком Л (ль) или й: лука, люка, юка вместо рука, реже — звуками Ы, Н, В, У, Г (с призвуком звука х). Иногда звук Р может заменяться звуком рь. Данные звуки произносятся искажённо, когда вместо вибрации кончика языка у ребёнка при произнесении звука Р (рь) вибрирует мягкое нёбо или только язычок мягкого нёба. На слух такое произношение звуков приближается к нормальному. Иногда звук может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка звук Р образуется от дрожания губ.
При устранении недостатков произношения звука Р сначала следует попытаться получить звук при помощи подражания. Предложите ребёнку (в случае отсутствия или замены звука) вслед за вами изобразить рокот мотора самолёта или рычание собаки: ррр..., карканье вороны: карррр..., шум мотора при запуске автомашины:т-тттррр. Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка (работа проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок мог сравнить положение ваших органов речи со своим).
Однако, как показывает опыт, у детей шестого-седьмого года жизни не всегда удаётся вызвать звук при помощи только подражания. В большинстве случаев постановке звуков предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, по выработке нужных движений языка, по развитию умения различать правильный звук от неправильного.
Если ребёнок затрудняется придать языку нужное положение, то предложите ему выполнить следующие упражнения:

  • высовывать язык, а потом убирать его (сначала это упражнение делается медленно, затем в быстром темпе);
  • высунуть язык и загнутый кончик языка поднимать кверху, а затем опускать вниз к подбородку;
  • пощёлкать языком (кончик языка присасывается к твёрдому нёбу, а затем опускается. При выполнении этого упражнения не допускайте, чтобы ребёнок поднимал вверх вместе с кончиком языка нижнюю челюсть);
  • кончик языка поднимать кверху, удерживая его в таком положении, касаться альвеол.

Упражнения надо делать не более 5 мин. 2-3 раза ежедневно. После чёткого усвоения предыдущего переходим к другому упражнению.
Иногда отсутствие звука Р может быть обусловлено слабостью выдоха, отчего вибрация кончика языка затруднена. В таком случае проделайте дыхательную гимнастику. Для усиления и удлинения выдоха предложите ребёнку упражнение: подуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек. Кроме того, тренирует выдох надувание шаров, резиновых игрушек, игра на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне, свирели, свистульке.
Развитие фонематического слуха.
Если ребёнок заменяет звук Р звуком Л или смешивает его в речи с этим звуком, то потренируйте ребёнка в различении их на слух. Сначала предложите ребёнку угадать, кому вы подражаете — рокоту самолёта (произнесите звук ррр) или гудку парохода (произнесите звук ллл).
Затем взрослый может предложить ребёнку поднимать руку (хлопать в ладоши) только тогда, когда он услышит в слове звук Р (набор слогов ра, ва, ла, ша, ля, ра, са, ла, ра, на, ра, ка, ра, ла, ила). Научите ребёнка выделять только заданный слог.
В дальнейшем задание усложняется: ребёнку предлагают выделять из группы слов только те слова, в которых есть звук Р. Например, взрослый произносит слова: рыба, шапка, лопата, рак, ракета, ландыш, чайник, ручка — и предлагает ребёнку поднимать руку только тогда, когда он услышит в слове звук Р. Слова надо произносить, не торопясь, с небольшими паузами между словами.
После подготовительных упражнений можно перейти к вызову звука. Предложите ребёнку при открытом рте и поднятом кончике языка вверх к альвеолам произносить звук Д в постепенно ускоряющемся темпе: дддд..., затем произносить звук Д в сочетании с гласными: ддд-ы, ддд-а, ддд-у, ддд-о. Произнесение звукосочетаний производится на одном выдохе. Одновременно специальной лопаточкой или ручкой чайной ложки под кончиком языка производятся быстрые колебательные движения в горизонтальном направлении. Кончик языка то смыкается с твёрдым нёбом, то отрывается. Таким образом достигается вибрация кончика языка.
Когда произношение звука Р будет достаточно чётким, необходимо добиться самостоятельного произношения этого звука.
Получив чистый звук, переходят к его закреплению в слогах, словах, предложениях.
Если ребёнок правильно произносит звук Ж, то можно попытаться вызвать Р от этого звука. При протяжном произнесении его (ж ж ж ж) кончик языка выдвигается вперёд, и путём горизонтальных движений под языком двигаются его вибрации. Обычно постановка этого звука требует много сил и времени от ребёнка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятиях можно добиться положительных успехов. Если по подражанию звук вызвать не удаётся, обратитесь к логопеду.

Исправление недостатков произношения шипящих звуков ш, ж, ч, ш.

по материалам А.И. Максакова.

При проверке звукопроизношения обратите внимание на правильность произнесения таких звуков, как Ш, Ж, Ч, Щ (группа шипящих). Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребёнок начинает их правильно произносить, как правило, позже всех остальных звуков. Нарушения произношения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются реже.
Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук или же целую группу звуков (например, всю группу шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ), иногда только звук Ч.
Обычно нарушение произнесения внутри одной фонетической группы (например, неправильное произнесение звука Ш из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы -Ж, Ч, Щ. Поэтому при проверке звука Ш обязательно обратите внимание на то, как ребёнок произносит другие звуки этой группы.
При замене одного звука другим, кроме занятий. направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребёнок его заменял, т.е. дифференцировать его не только в произношении, но и на слух, например, при замене звука Ш звуком С (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребёнка различать звуки С и Ш.
Работа по исправлению недостатков произнесения звуков состоит из трёх основных этапов: из подготовительных упражнений; из постановки (вызова) звука, закрепления звука в слогах, словах и введения его в речь.
При правильном произнесении звуков Ш, Ж рот полуоткрыт, губы слегка округлены и вытянуты вперёд трубочкой, между зубами - небольшая щель. Звук Ш, в отличие от звука Ж, произносится без участия голоса. Звуки Ч, Щ - сложные звуки. Неправильное произнесение шипящих звуков у детей дошкольного возраста наблюдается довольно часто.
Дефект произнесения шипящих звуков чаще всего выражается в замене их свистящими звуками (звука Ш - звуком С; звука Ж - звуком 3; Ч - Ц; Щ - СЬ). Например, слова шапка, ёжик, жаба, очки, клещи ребёнок может произнести как сапка, тяпка, фапка, ёзык, заба (ваба), оцки (отьки), клеси. Шипящие звуки произносятся с высунутым между зубов кончиком языка. Иногда язык принимает неправильное положение. В этом случае произносимые звуки определяются на слух как смягчённые, приглушённые, недостаточно чёткие.
Если шипящие звуки отсутствуют в произношении и заменяются другими звуками, попытайтесь у ребёнка вызвать их по подражанию. Сначала покажите ему перед зеркалом, какое положение принимают язык, губы, зубы при произнесении того или иного звука. Затем, используя звукоподражания, попытайтесь вызвать недостающий звук. Для этого предложите ребёнку воспроизвести шелест листьев на деревьях или шипение змеи (для вызова звука Ш), жужжание жука или мухи (для вызова звука Ж), пыхтение паровоза (для вызова звука Ч), «песню пилы» (для вызова звука Щ). Если звук вызвать удалось, то можно перейти к его закреплению, а затем и к различению звуков.
Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков направлены на развитие артикуляционного аппарата и на различение звуков. Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребёнка в различении на слух шипящих и свистящих звуков. Выделите из группы слогов слог с определённым звуком. Например. предложите ребёнку поднимать руку только тогда, когда он услышит слог та. Взрослый произносит: ша, ва, са, жа, та, ча, са, та, ща, са, за, ша, за, та, на, са. Научите ребёнка различать на слух только заданный слог. Предложите подобрать слова, в которых есть звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
Ребёнку шестого года жизни можно предложить такое задание: выделить из группы слов только те слова, в которых имеется, например, звук Ш или Ж. или выделить эти слова из фраз, небольших стихотворений, например, из фразы «Жук упал и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет». Ребёнок должен назвать слова. в которых он слышит звук Ж.Постепенно задания могут усложняться. Так, при рассматривании картинок ребёнок перечисляет сначала те предметы, в названиях которых есть звук С, а затем - звуки 3, Ш, Ж.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Не оставляйте без объяснений слова, которые непонятны ребёнку. Те слова, которые ребёнок услышал в художественном произведении, необходимо включать в активный словарь ребёнка, повторять их в самых разнообразных сочетаниях, предварительно объяснив их значение.
Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах (шофёр, магазин), изменяют по падежам несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что дети допускают эти ошибки в своей речи. Все те упражнения, которые вы даёте детям, задания, которые они выполняют, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети включают в свою речь, используют их при пересказе сказок, рассказов.

Скачать "Азбука правильного произношения"